Развитие пространственных представлений

Ребенку на левую руку надевается красная ленточка, которую ребенок не снимает на протяжении всего курса занятий. Красная ленточка служит маркером, с помощью которого ребенок будет определять, где у него правая рука, а где левая.. Ленточка повязывается именно на левую руку, так как в школе ребенок будет делать слева направо.
1. Прикосновение
Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела ребенка и просит его показать, где было прикосновение. Затем ребенок, открыв глаза, показывает туже часть тела у взрослого и называет ее. Если название частей тела вызывает затруднение, то взрослый помогает.
2. Выше-ниже
Взрослый и ребенок вместе находят то, что «выше всего»(голова); то, что «ниже всего»(ноги, стопы); то, что «выше ног, но ниже груди» (живот) и т.д. Взрослый следит, чтобы ребенок обязательно называл показываемые части тела.
3. Запомни и покажи
Ребенок закрывает глаза. Взрослый придает тулу ребенка определенную позу и просит ее запомнить. Потом «снимает» эту позу и просит ребенка воспроизвести положение, которое было задано. Сначала эта конструкция должна быть простой, затем позы постепенно усложняются:
·        поднять правую руку;
·        поднять левую руку;
·        поднять две руки;
·        поднять правую ногу;
·        поднять левую ногу;
·        согнуть правую руку в локте;
·        согнуть левую руку в локте;
·        согнуть две руки в локтях;
·        согнуть и поднять правую ногу;
·        согнуть и поднять левую ногу;
·        откинуть назад голову, поднять правую руку;
·        откинуть голову назад, поднять левую руку;
·        откинуть назад голову, поднять правую ногу;
·        откинуть назад голову, поднять левую ногу;
·        сложить мизинец и большой палец  «колечком» на правой руке;
·        сложить мизинец и большой палец  «колечком» на левой руке;
Взрослый следит, чтобы ребенок обязательно проговаривал свои действия.
4. Сзади-спереди
Взрослый и ребенок вместе находят и показываю части тела, которые находятся спереди (например, живот, грудь, колени, лицо и т.д.). Аналогично ребенок вместе с взрослым находит и называет части тела, которые находятся сзади. Затем это упражнение ребенок выполняет закрыв глаза.. Взрослый следит, чтобы ребенок обязательно называл показываемые части тела.
5. Право-лево-1
Поговорите с ребенком о том, что у него есть правая сторона тела и левая сторона тела (ориентиром может служить красная ленточка на левой руке). Поговорите с ребенком о том, что с той стороны тела, где у него находится левая рука, -все части тела левые. Аналогично нужно обсудить с ребенком его правую сторону тела.
Затем взрослый просит, чтобы ребенок показал у себя правую руку, левый локоть, левую бровь, правое колено и т.д. Затем это упражнение ребенок выполняет закрыв глаза. Взрослый следит, чтобы ребенок обязательно называл показываемые части тела.
6. Предлоги «над», «под», «за», «перед», «на», «между»
Взрослый проговаривает действие, например «рука над бровью» - ребенок проговаривает и выполняет действие.
7. Право-лево-2
Взрослый просит ребенка показать последовательно несколько частей тела, например, показать правую бровь, а затем левое ухо и т.д.
8.Встань рядом, повтори движение
Взрослый встает рядом с ребенком. Взрослый называет и показывает движения, ребенок проговаривает вслух и повторяет движения:
·        правой рукой касаюсь своей левой руки;
·        левой рукой касаюсь своей правой руки;
·        правую руку кладу на правое плечо;
·        левую руку кладу на левое плечо;
·        правую руку кладу на правое колено;
·        левую руку кладу на левое колено;
·        правую руку кладу на левое колено;
·        левую руку кладу на правое колено;
·        левой рукой касаюсь левого уха;
·        правой рукой касаюсь правого уха;
·        правой рукой касаюсь левого уха;
·        левой рукой касаюсь правого уха;
·        правой рукой тру левый локоть;
·        левой рукой тру правый локоть;
·        указательным пальцем правой руки тру правую бровь;
·        указательным пальцем правой руки тру левую бровь;
·        указательным пальцем левой руки тру правую бровь;
·        указательным пальцем левой руки тру левую бровь.
9. Что наверху, внизу? Что справа, слева? Что впереди, позади?
Взрослому нужно поговорить с детьми , что у них есть верхняя и нижняя часть тела, передняя и задняя части тела, правая сторона тела, левая сторона тела.
 Взрослый просит ребенка назвать то, что в комнате выше него (потолок), что ниже (пол), что находится впереди (окно), что позади (дверь), что справа (стол), что слева (шкаф).
10. Что? Где?
Ребенок стоит посередине комнаты, взрослый задает ребенку вопросы:
·        Что находится перед тобой?
·        Что находится позади тебя?
·        Что находится справа от тебя?
·        Что находится слева от тебя?
11.Зеркало
Взрослый встает напротив ребенка. и напоминает о том, что, если встать друг к другу лицом, право и лево меняются.
1. По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т.д.
2. Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.
3. Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.
12.Робот (двигательный диктант)
Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выпоняющего команды взрослого. Взрослый объясняет и показывает ребенку, что такое приставной шаг. Ребенок делает шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой.
Затем взрослый задает и отрабатывает с ребенком: количество шагов (большие, средние, маленькие); направление движения (вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево).
1. Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если скажу шаг вперед, ты так сделаешь.