Игры и упражнения


 Сегодня мы поговорим об играх и упражнениях , которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. "Через стекло"
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.
2. "Иностранец"
Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

3. "Изобрази сказку"
Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
4. "Зоопарк"
Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционально опыта детей связано с Формированием у них понимания различных Форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я представляла детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагала типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?
Большое внимание уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняла, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения или осуществляю более простой способ анализа - сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила? Я учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления.
1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры , которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.