Адаптация- это привыкание человека к новым
обстоятельствам, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
С
приходом ребёнка в ДОУ его жизнь существенным образом меняется: строгий режим
дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к
поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе
много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая
для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям
(капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и
т.д.)
Выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять требования среды).
Адаптационный период – серьёзное
испытание для малышей до 3,5-4 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции
надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Период адаптации требует
решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Активное
сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата
в решении этой проблемы.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша
это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
неизвестных людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на д/с плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,
другие – соглашаются идти в д/с с утра, а перед входом в группу начинают
капризничать и плакать.
Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен
адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые вызывают
слёзы у ребёнка:
Адаптация бывает трёх видов:
1. Лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском
саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со
сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного
раза сроком не более 10 дней, без осложнений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции
восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно – психическое
развитие несколько замедляется( замедление активности). Заболеваемость – до
двух раз сроком не более 10 дней.
3. Тяжёлая адаптация: характеризуется значительной
длительностью( от двух до 6 месяцев и больше)
Адаптационный период у детей может сопровождаться
различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение
температуры и давления, уменьшение веса, снижение иммунитета, увеличение
нервозности, ухудшение сна.
В поведенческом плане: упрямство,
грубость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень( своеобразный
протест, желание обратить на себя внимание)
Обычно в первый день прихода в детский сад малыш
увлечен новыми игрушками и не так остро реагирует на уход мамы. А вот на второй
день малыш уже понимает, что его мама уйдет, и он останется совсем один. И плач
может начать ся, как только Вы переступите порог детского сада. Но поверьте,
очень мало детей в течение всего дня плачут так же, как в первые минуты, держа
маму за руку. Всем известно, что наши дети – это маленькие манипуляторы. До тех
пор, пока мама не ушла, ребенок верит, что если громко плакать, то мама
сжалится и заберет его отсюда. Как правило, как только мама оставляет ребенка в
группе, внимание ребенка быстро переключается на что-то интересное и
захватывающее, например, на новую игру, или яркую игрушку.
Причины тяжелой
адаптации:
отсутствие в семье режима совпадающего с режимом в
ДОУ;
-наличие у ребенка своеобразных привычек;
-неумение занять себя игрушкой;
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических
навыков;
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми;
-негативное эмоциональное состояние родителей к
детскому саду, его сотрудникам;
-попустительское отношение к особенностям развития
ребенка или завышенные требования.
А теперь мы предлагаем несколько правил, которые Вы
должны по возможности соблюдать для ускорения периода адаптации:
1. Не оставлять малыша в дошкольном коллективе на
целый день, как можно раньше забирать малыша домой (до прогулки, до обеда, до
сна, сразу после сна).
2. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в
семье.
3. Щадить его ослабленную нервную систему. Создать
дома, по возможности, такой же режим, который существует в детском саду. Режим
дня группы должен быть в уголке родителей.
4. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
5. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о
личностных особенностях малыша.
6. Не кутать ребёнка, а одевать его так, как
необходимо в соответствии с температурой в группе. Обязательно в шкафчике
ребенка должен быть полный сменный комплект одежды.
7. Не обсуждать в присутствии ребенка воспитателей,
так как педагог утратит авторитет в глазах ребенка. Кроме того, все что Вы
говорите или делаете дома при ребенке, становится достоянием общественности.
Так как малыш спешит поделиться с воспитателем и одногруппниками всем, что
узнал и увидел нового.
8. Каждый вечер интересоваться у ребенка о том, как
прошел день, что случилось нового и интересного.
9. Если период адаптации у вашего ребенка затянулся на
очень длительное время, обратитесь к психологу детского сада, который поможет
Вам в сложившейся ситуации.
10 При выраженных невротических реакциях оставить
малыша на несколько дней дома.
11. Расставаться с ребёнком в детском саду с довольной
улыбкой, без длительных объятий и поцелуев. Поцелуйте ребёнка, скажите, что вы
зайдёте за ним после, и, улыбаясь, уходите независмо от того, кричит он или
умоляет вас остаться.
12. Уходите всегда открыто. Всегда следует сказать,
что ы уходите, но вернётесь позже.
13. Дайте ребёнку свои фотографии. Особенно хороши
будут те, где вы сфотографированы на рабочем месте. Они будут напоминать
малышу, что вы тоже сейчас работаете.
14. Пусть возьмёт с собой маленькую любимую игрушку.
Это часто действует успокаивающе.
15. Сфотографируйте всё в детском саду и каждый вечер
рассматривайте.
16. Через игрушку, пусть он ей расскажет, как прошёл
день в детском саду, а вы послушайте.
Обратите внимание на режим ребёнка. За неделю, за две, за месяц он должен быть
перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того
времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.
Если
ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Очень
полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать
ситуацию коллективного тихого часа (уложить до этого всех кукол, медвежат,
зайцев и т.д. спать).
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же
время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду).
По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже
"очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед
прогулкой, перед сном.
Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием
аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню
вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой.
Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое
время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные
просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это
серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В
любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с
воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с
едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский
сад.
Закаливать
нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение
босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и
эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему.
Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом
постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте
ее температуру.
Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир,
молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с
точки зрения контраста температур.
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их
приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо
знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя
хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня,
то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию"
расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме
при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку"
или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а
также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие,
следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается
сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без
мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения
взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в
жизни ребенка. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна
изменить мама.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки
самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим
дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с
воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.