Ребенок неловок или подвержен травмам;
Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте;
Часто агрессивен;
Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца;
Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить;
Все время плохо спит;
Имеет низкую самооценку;
Все трогает руками, мешается под ногами;
Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив;
Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды;
Совершает опасные поступки, не осознавая последствий;
Не любит перемен;
Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит;
Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.);
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Существует много теорий относительно того, что приводит к гиперактивности, но точные причины до сих пор не выявлены:
1. Наследственность
Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку). Большая часть гиперактивных детей - светловолосые и голубоглазые.
2. Здоровье матери
Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой, экземой или мигренью.
3.Беременность и роды
Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
4.Окружающая среда
Наличие свинца и нитратов в водопроводной воде, выхлопные газы, пестициды и другие химикаты в окружающей среде могут привести к гиперактивности.
5.Дефицит жирных кислот в организме
Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).
6.Дефицит питательных элементов
У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния, витамина В12.
7.Питание
Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности.
8. Неправильное воспитание, вседозволенность и непоследовательность
Например, мама принимает решение наказать ребенка, а через пару минут ей становится его жалко, и она, забыв о наказании, дарит ему новую игрушку. Или сегодня тот или иной поступок запрещают, завтра - разрешают. В результате ребенок не понимает, какой поступок следует считать хорошим, какой - плохим. Наступает разбалансировка в поведении, а за ней гиперактивность - недостаток самоконтроля, нарушение ритма поведения. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Оптимальный возраст для постановки диагноза – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику. Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию. Однако СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Что можно порекомендовать родителям?
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели";
Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать;
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание;
Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко;
Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он Вас просто не выслушает до конца;
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие;
Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей;
Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям);
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей;
Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить;
Работайте в постоянном контакте с педагогом, воспитателем;
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - Ваша первая задача;
Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой Вы столкнулись. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для Вас и Вашего ребёнка.
Если, прочитав эту статью, у Вас возникли подозрения в том, что у Вашего ребёнка есть проблема, то прошу Вас остерегаться поспешных выводов! Обсудите Ваши сомнения с воспитателем, учителем. Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу, неврологу, психонерврологу. Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту. Здоровья Вам и Вашим детям!