Всё о гиперактивности детей



Родители часто упрекают своих детей в том, что они недостаточно внимательны, неусидчивы и рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у тех детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений - синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.). Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, колотился головой в кровати, у него все время текли слюнки. Многие из нижеперечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста. К категории гиперактивных можно отнести таких детей, у которых после трех лет на протяжении хотя бы полугода сохраняются следующие устойчивые симптомы:
Ребенок неловок или подвержен травмам;
Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте;
Часто агрессивен;
Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца;
Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить;
Все время плохо спит;
Имеет низкую самооценку;
Все трогает руками, мешается под ногами;
Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив;
Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды;
Совершает опасные поступки, не осознавая последствий;
Не любит перемен;
Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит;
Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.);
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Существует много теорий относительно того, что приводит к гиперактивности, но точные причины до сих пор не выявлены:
1. Наследственность
Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку). Большая часть гиперактивных детей - светловолосые и голубоглазые.
2. Здоровье матери
Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой, экземой или мигренью.
3.Беременность и роды
Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
4.Окружающая среда
Наличие свинца и нитратов в водопроводной воде, выхлопные газы, пестициды и другие химикаты в окружающей среде могут привести к гиперактивности.
5.Дефицит жирных кислот в организме
Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).
6.Дефицит питательных элементов
У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния, витамина В12.
7.Питание
Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности.
8. Неправильное воспитание, вседозволенность и непоследовательность
Например, мама принимает решение наказать ребенка, а через пару минут ей становится его жалко, и она, забыв о наказании, дарит ему новую игрушку. Или сегодня тот или иной поступок запрещают, завтра - разрешают. В результате ребенок не понимает, какой поступок следует считать хорошим, какой - плохим. Наступает разбалансировка в поведении, а за ней гиперактивность - недостаток самоконтроля, нарушение ритма поведения. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Оптимальный возраст для постановки диагноза – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику. Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию. Однако СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Что можно порекомендовать родителям?
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели";
Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать;
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание;
Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко;
Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он Вас просто не выслушает до конца;
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие;
Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей;
Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям);
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей;
Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить;
Работайте в постоянном контакте с педагогом, воспитателем;
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - Ваша первая задача;
Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой Вы столкнулись. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для Вас и Вашего ребёнка.
Если, прочитав эту статью, у Вас возникли подозрения в том, что у Вашего ребёнка есть проблема, то прошу Вас остерегаться поспешных выводов! Обсудите Ваши сомнения с воспитателем, учителем. Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу, неврологу, психонерврологу. Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту. Здоровья Вам и Вашим детям!